Перед вами Призма на Комоде. Коммодор и Призм, что у них общего? Наиболее общее — эпоха, когда цифровой звук ворвался в чарты. Боб Яннес — автор звукового чипа комода — прям вложился в него и предусмотрел много того, чего не было у других. Потому что он был музыкант, а не инженер-страдалец (как авторы других чипов), и смотрел на него творчески. До сих пор идут споры, у какого SID лучше фильтры — у старого или у нового. Для 1983 года звук был прям очень годный, но раскрылся во всей красе он лишь годы спустя, когда музыканты-программисты выжали из него всё, что можно, и написали подходящий софт. Да-да, тогда не было никаких музыкальных редакторов, и музыка писалась на коленке (точнее, на ассемблере). Хочешь вибрато — пиши функцию. Портаменто — функцию. Арпеджио-орнамент — функцию. В том же 1983 году вышла Yamaha DX-7 и сорвала всем кран. А в 1984 был выпущен первый доступный сэмплер Emulator-II (ну как доступный — 8 тысяч долларов восьмидесятых годов). Мы такой чуть не купили в лучшие годы. В том же году была основана компания Alesis, давшая миру доступные ревербераторы и научившая многих разработке этого типа приборов. А Боб Яннес (ясное дело, упомянутый не просто так) ушел из Commodore еще до выпуска ПК и основал Ensoniq. Он хотел, чтобы SID развили до синтезатора, и для синта его и разрабатывал. А комодовцы сказали, что им не интересно. Так что чип сэмплера на кристалле для Commodore Amiga разрабатывали уже другие люди. Вообще, тогда было некое разобщение между отраслями. Это сейчас всё на компьютерах, а тогда сэмплеры были отдельно (хотя были и процессор, и ОЗУ, и дисководы), ПК — отдельно. У ПК в то время не было фортепьянных клавиатур. Почему? Правильно, потому что миди-интерфейс и протокол был зарелижен всё в том же 1983 году, и про него толком никто не знал. Несмотря на довольно быстрое распространение миди, не все торопились его внедрять всюду. Получается, все производители делали тогда примерно одно и то же, с разницей в 20%. Так-то в качестве сэмплера можно было использовать ту же Амигу-500 + миди-кнопки. Амига — это первый мультимедийный 16-битный домашний компьютер. У него был 2D-видеопроцессор, чип аудиосэмплера, дисковод и (для богатых) жесткий диск. И всё это с графической операционной системой. По сути, это был MacBook тех времен ;) Ещё немного погрузившись в историю, скажу, что тогда был популярным компьютер BBC Micro, и вот на нём в 1984 году всё же удалось сделать миди-интерфейс сравнительно массовым. К плате расширения комплектом шла программа-секвенсор. А что можно сказать о Призме? А то, что все популярные художественные приемы тех времен (сэмплирование, фильтрация, реверберация и миди, а может даже и ограниченный FM-синтез) использованы в маленькой крохотульке — Prism II. Подобное сочетание обработки и возможностей очень сложно встретить в компактном приборе, а нам очень хотелось. И мы сделали. А ещё радужные полосочки в логотипе комода и цветной принт призмы как бы намекают. На картинке раритетная ныне версия с пропущенной буквой в сабтитле и цветным принтом. Как и почему все наши педали лишились цвета, расскажем при случае. Следите за новостями. ЗЫ: про Призму подробно тут: https://shift-line.ru/prism2_black

Теги других блогов: цифровой звук миди коммодор